Воспитанию детей следует учиться у охотников-собирателей, считают эволюционные антропологи

В исследовании, опубликованном в начале марта в Journal of Child Psychology and Psychiatry, группа антропологов выдвинула гипотезу об «эволюционном несовпадении» современных воспитательных практик. Учёные предполагают, что европейские условия воспитания детей не совпадают с условиями, которые подходят детям эволюционно. Исследователи пришли к этому предположению, сравнив воспитание детей в сохранившихся обществах охотников-собирателей Африки с европейскими реалиями воспитания и образования.

Условия воспитания и образования детей в современном обществе существенно отличаются от эволюционно привычных для нас, что может негативно сказываться как на психике детей, так и на распространенности послеродовой депрессии у родителей в европейском обществе. К такой гипотезе пришли учёные Нихил Чаудхари [Nikhil Chaudhary] и Энни Свейнпол [Annie Swanepoel] после того, как сравнили современные европейские практики воспитания с практиками воспитания в сохранившихся обществах охотников-собирателей центральной и южной Африки: Ака, Эфе и Кунг [the Aka, the Efe, the !Kung]. В результате исследователи обнаружили существенную разницу в нескольких значимых аспектах. К ним относится количество людей, одномоментно участвующих в воспитании детей, время физического контакта младенцев и их воспитателей, реагирование на младенческий плач и формы обучения в разных сообществах.
Иллюстрация National Geographic Espana / "Крестьянские дети зимой в избе" — иллюстрация из книги Покровского Е.А.
Около 95% эволюционной истории люди занимались охотой и собирательством и жили небольшими коммунами, в то время как в современных европейских сообществах стиль жизни людей кардинально поменялся, а коммуны сменились простыми семьями. Это привело к существенным различиям в сферах воспитания и образования детей. Так, например, в обществах охотников-собирателей дети воспитываются не только родителями, но и остальными членами коммуны. Это позволяет младенцу находиться в физическом контакте с воспитателями ~90% дневного времени. При этом воспитателями являются не только биологические родители ребенка: у одного младенца может быть до 14 опекунов в день, а передаваться от одного опекуна к другому младенец может до 8 раз за час. Подобный подход едва ли воспроизводим в реалиях современных европейских обществ, в которых забота о ребёнке возложена только на его родителей внутри семьи и на образовательные институции, школы и детские сады, в которых учителей и воспитателей в разы меньше воспитанников. Тем не менее, дети могут ожидать от своих родителей и опекунов большое количество физических контактов на неосознанном уровне в силу эволюционных причин, а отсутствие достаточного контакта может оказывать влияние на психику ребенка.
Кроме того, учёные отметили разницу в реагировании членов сообщества на детский плач. В обществах охотников-собирателей на детский плач реагируют очень быстро, при этом в 40% случаев реагирует не родитель ребенка, а опекун из числа членов коммуны. Это предположительно позволяет разделить стресс от материнства и родительства между членами коммуны, что снижает риск послеродовой депрессии, как и само количество физического контакта между детьми и родителями, ощутимо более высокое в обществах охотников-собирателей. Также, поскольку к более младшим детям в качестве опекунов допускаются дети чуть старше, старшие дети тренируют навыки заботы и родительства. Такая тренировка может помочь избежать страха неопытности материнства, который рассматривается как фактор послеродовой депрессии в европейских сообществах.



Арина Ускова
Made on
Tilda