Кого пасут цифровые кочевники?
В 2023 году 54 государства стали выдавать визы для цифровых кочевников. Это в два с половиной раза больше, чем в 2021. Такая виза отличается от туристической и рабочей и позволяет законно целый год или дольше проживать в стране, сохраняя иностранное трудоустройство.

Но кто такие цифровые кочевники, почему для них есть специальные визы и чем они отличаются от традиционных кочевых народов?

Специально для читателей HUMAN редакция собрала последние социальные исследования на эту тему и приглашает вместе разобраться в старом-новом образе жизни.
Кто такие цифровые кочевники?

Цифровые кочевники, они же диджитал-кочевники, digital nomads или диджитал-номады — это люди, которые одновременно работают и путешествуют. Они активно используют цифровые технологии в качестве инструментов для производства и организации труда, но не обязательно сами являются IT-специалистами. Могут быть как фрилансерами, так и штатными сотрудниками на удаленной работе. Мобильность – их ключевой отличительный признак.

Среди кочующих кроме программистов много:
дизайнеров, фотографов и операторов. Есть также репетиторы и преподаватели, спичрайтеры и копирайтеры, переводчики, специалисты по подбору персонала, страховые агенты.
Схема: разные виды мобильных сотрудников | Редакция HUMAN
Важно не путать цифровых кочевников с другими мобильными сотрудниками. Мобильность бывает разной: это может быть «туризм второго дома», когда люди имеют недвижимость за границей и приезжают туда сезонно или периодически, совмещая работу и поездки; это может быть сезонная миграция, когда люди приезжают на заработки в страну, отличную от места рождения и проживания. Все это - не про кочевников. Их мобильность максимально высокая. Они действительно часто переезжают и меняют локации, скорее, под влиянием желания развлечься или улучшить свой быт, климат, чем из-за желания больше и лучше заработать. Зарабатывают они в других местах с помощью ноутбука, интернета и телекоммуникаций.
В связи с пандемией COVID-19 и стремительным ростом числа удаленных сотрудников, про цифровых кочевников стали говорить как о новом модном тренде. Но этот тренд возник раньше – еще в восьмидесятых, когда люди стали больше перемещаться между странами, стремясь к свободе, самореализации и смене однообразного образа жизни.
Первым цифровым кочевником можно назвать Стивена Робертса, который в 1983 году установил на велосипед ноутбук, солнечную батарею и отправился в путешествие. Интернет у него тоже был — он выходил на связь через ARPANET.

Сам Стивен называет себя техномадом, он кочует по сей день и активно конструирует технические средства передвижения. Однако сегодня Стивена скорее можно сравнить с Федором Конюховым – энтузиастом инженером, а не типичным представителем субкультуры.
Признаться честно, ученые пока сами не до конца определили понятие «цифровой кочевник», несмотря на то, что оно существует с 1997 года.

Одни определяют его через способ трудовой деятельности, другие – через взгляд на образ жизни.

Социолог Майкл Лигль из Гамбургского университета называет цифровых кочевников «мобильными работниками умственного труда, оснащенными цифровыми технологиями для работы "в любое время и в любом месте"», а Анника Мюллер из Майнцского университета определяет их как «людей, которые больше не полагаются на работу в офисе; вместо этого они могут свободно решать, когда и где работать».

Давайте посмотрим на оба эти способа думать о кочевниках без коней, но с ноутбуками.

Книга Ц. Макимото и Д. Мэннерс, 1997 г.
Впервые термин «цифровой кочевник» использовали Ц. Макимото и Д. Мэннерс в книге с одноименным названием, которая была опубликована более двух десятилетий назад
Как образ жизни

В начале 21 века про цифровых кочевников, и правда, было принято говорить именно в контексте образа жизни. Считалось, что это web-дизайнеры и стартаперы, ведущие свои дела под пальмой на пляже на берегу океана и гармонично сочетающие работу с отдыхом и развлечениями. Распространено мнение, что именно развлечения и желательные места для досуга определяют «места стоянок».

Однако этот миф о беззаботной жизни разоблачают сами кочевники, указывая на трудности и особенности своего опыта. Они говорят о том, что испытывают одиночество, переживают по поводу нестабильности, все время вынуждены быть гибкими из-за необходимости быстро адаптироваться к новым условиям, постоянно работают над самодисциплиной.
Децентрализованный процесс возникновения идентичности | Статья Becoming a Digital Nomad: Identity Emergence in the Flow of Practice, Julian Prester UNSW Business School Sydney, Australia
На рисунке из сиднейского исследования об идентичности цифровых кочевников показано, как digital nomads балансируют между собственной независимостью и стабильностью, но никогда не достигают окончательного состояния ни в одном, ни в другом.

В этом исследовании как раз отмечено, что самоидентичность цифровых кочевников строится не на их профессии или не на идентичности с работодателем, а именно на их способе выполнять свои трудовые задачи.
Как способ работать

Говоря о номадах с точки зрения организации труда, важно понимать глобальные процессы изменения современного мира, которые позволили цифровым кочевникам самозародиться и стать новым видом рабочей силы на рынке труда.

Ничего бы не вышло без глобализации, индивидуализации, цифровизации, уберизации, нестабильности трудовой жизни, а также повышения относительного благополучия и благосостояния в целом в мире.
Глобальные процессы, которые создали цифровых кочевников | Редакция HUMAN
Под влиянием всех этих сил многие люди, в том числе, предприниматели, фрилансеры и наемные работники, все чаще отказываются от обычных рабочих структур «5 через 2» и «с 9 до 18». Разные специалисты и работодатели во всем мире начинают осознавать, что они больше не привязаны физически к своим столам, офисам или рабочим местам. И они выбирают работать из «экзотических» мест, часто с более низкой стоимостью жизни вместо того, чтобы работать из дома.

На это откликнулись многие страны, особенно те, которые пострадали из-за резкого падения доходов от туризма в 2020 году. В цифровых кочевниках, а вернее техпатах, руководство этих государств увидело потенциал для восстановления экономики. Мысль заключается в том, что лучше иметь одного туриста на 12 месяцев, чем 20 на 2 недели. Налоговые поступления от НДС и сборы за подачу заявок на получение виз одновременно с низкими медицинскими и социальными расходами имеют определенную экономическую выгоду.
Техпаты
Пандемия зародила более состоятельный подвид цифровых кочевников —
их называют «техпаты». Эти люди имеют постоянную занятость, относительно высокий стабильный доход, но при этом предпочитают быть мобильными. На них и рассчитаны визы для цифровых кочевников у большинства стран. Почти все такие визы предусматривают требование о минимальном доходе.

Картина «Семья» | Художник Зорикто Доржиев

А они точно кочевники?

Итак, у этих ребят есть свои визы, своя экономика с цифровыми рынками и вообще своя атмосфера. Но давайте спросим себя, почему мы считаем людей, перемещающихся по миру с ноутбуками, именно кочевниками, а не путешественниками и не странниками?

Отметим, что многие исследователи, к примеру,
Зигмунд Бауман в книге «Текучая современность», обращались к образу кочевников, полагая, что именно кочевое состояние способно в полной мере отразить новые важные тенденции развития современного мира.
Кочевничество (номадизм) как форма производственно-хозяйственной деятельности на основе животноводства, связанная с образом жизни людей, зародилась в ходе первого крупного общественного разделения труда между земледельцами и скотоводами на рубеже бронзового и железного веков.

В наши дни ими называют народы, ведущие кочевой образ хозяйства и культурно-этнически принадлежащие к традиционной кочевой культуре.

В Большой советской энциклопедии написано, что кочевничество или но­ма­дизм произошло от греческого слова, означающего пастух. Как пра­ви­ло, тер­мин «кочевник» при­ме­ня­ет­ся к об­ще­ст­вам, за­ни­маю­щим­ся экс­тен­сив­ным ско­то­вод­ст­вом; реже – к тем, кто ведет под­виж­ный об­раз жиз­ни, вклю­чая бро­дя­чих охот­ни­ков-со­би­ра­те­лей, «мор­ских ко­чев­ни­ков», цыган и других.
Важное культурное свойство кочевников в том, что их общества приспосабливаются к требованиям подвижности и потребностям своего скота.

Получается, что кочевников делает кочевниками общественный переход в разделении труда, мобильность, скотоводство и определенная культура. А есть ли это все у digital nomads?
  • Разделение труда
    Учитывая, что мы уже поговорили в этом тексте о гиг-экономике, в которой цифровые кочевники играют не последнюю роль, можно предположить появление очередной специализации и заподозрить шестое разделение труда.

    В таком случае, сфера деятельности, выделившаяся в самостоятельную отрасль экономики — это IT, а цифровые кочевники выделяются в специальную группу специалистов, умело обращающихся с цифровыми сервисами и предоставляющих бизнесу свой аутсорс.

    Традиционные кочевники VS Цифровые - 1/1
  • Мобильность
    Не будем подробно останавливаться на том, что, и традиционные кочевники, и цифровые много перемещаются. Скорее всего, именно мобильность и послужила причиной возникновения понятия digital nomads. Отметим лишь то, что мобильность эта имеет и сходства, и различия. Традиционные кочевники вынуждены перемещаться, движимые климатическими особенностями и потребностями своего стада, цифровые кочевники предпочитают выбирать места с приятным климатом для себя.

    Они также ориентируются на качество Интернет-соединения, наличие инфраструктуры (коворкинги с коливингами). Если мы позволим себе метафору, что ноутбуки – это «новые лошади», с помощью которых кочевники ведут свои дела, а доступ в интернет – «новые пастбища», в этом случае, сравнивать мобильности у «старых» и «новых» кочевников будет проще, но метафора скорее ей и останется, а параметр мобильности мы зачтем в нашем сравнении только частично.

    Традиционные кочевники VS Цифровые - 1/0.5
  • Скотоводство
    На первый взгляд, этот параметр однозначно отсутствует у цифровых номадов. В буквальном смысле, они никого не выпасают, даже с котами путешествуют редко. Однако если взглянуть на скот как на ресурс и средство производства, которое обусловливает образ жизни и является источником дохода, то снова пользуясь метафорами, мы можем наделить цифровые сервисы и облачные платформы (те же zoom, trello, notion, figma и прочие google docs) свойствами «цифровых овец» , которых «пасут» digital nomads на бескрайних просторах «Интернет-степи».

    Традиционные кочевники VS Цифровые - 1/0.5 (чисто метафорически)
  • Культура
    Определенная культура у кочевников, конечно, крайне абстрактна. У разных традиционных народов разные культуры. Сравнивать их даже между собой – дело не одного лонгрида, а тем более искать схожесть с субкультурой, которая не до конца сформировалась. Поэтому мы выделили ряд паттернов и попробовали провести сравнение по ним. И видим, что культура цифровых кочевников с традиционными не совпадает.

    Традиционные кочевники VS Цифровые - 1/0
Традиция

Аналоговые
Кочевые народы соблюдают традиции и верования, передают их от старшего поколения к младшим.

Цифровые
Им традицию заменяет трудовой распорядок и новые способы ведения дел: scrum, agile, митапы.
Сообщество

Аналоговые
Кочуют семьями, редко поддерживают отношения с другими племенами, кроме ежегодных праздников.

Цифровые
Индивидуалисты и синглы*, уезжают из семьи и поддерживают более частые контакты с другими диджитал номадами.

*По данным сайта Nomad List, который собирает статистику о цифровых кочевниках по всему миру, чаще всего номады – это одинокие белые мужчины в возрасте 34 лет.
Инфраструктура

Аналоговые
Возят ее всю с собой: юрты, генераторы, даже телевизоры ездят на джипах и лошадях вместе с кочевниками.

Цифровые
Путешествуют налегке, привыкли полагаться на инфраструктуру по запросу, такую как коворкинги и коливинги.
Обряды

Аналоговые
Обряды и ритуалы имеют важное значение в культуре кочевников. Даже в 21 веке распространен шаманизм

Цифровые
Не совершают очевидные ритуалы, но прибегают к рутине как к обрядовой практике: перед началом работы трансформируют пространство под себя.
Итог
Традиционные VS Цифровые
4 / 2
учитывая метафоры
Итак, выходит, что людей, перемещающихся с ноутбуками по теплым странам в поисках цифрового фриланса, сравнить с традиционными кочевниками не получается. Тем не менее, это определенно новый вид рабочей силы, рожденный цифровыми технологиями и цифровой экономикой, которая еще обретет свои типичные характеристики и «хакнет» традиционный рынок труда. Возможно, со временем, digital nomads станут больше похоже на традиционных кочевников и обретут свои стада цифровых овец с digital-юртами и традициями, а возможно, останутся цифровыми пилигримами, несущими свою веру в индивидуальность от коливинга к коливингу.


Ольга Зорина
В качестве иллюстраций в материале использованы картины бурятского художника Зорикто Доржиева
Made on
Tilda