Homo Soveticus: наше прошлое и... настоящее?

На входе сразу встречает гигантское лицо Ленина на ковре — впечатляет и поражает масштабами. Все стены в красных тонах — а как иначе? Повсюду развешаны советские плакаты, гобелены, лозунги, все призывающие и призывающие к чему-то. За стеклом витрин предметы обихода многолетней давности: посуда, игрушки, одежда, книги. Атмосфера погружает в быт советского человека, хотя я и родилась уже после развала Союза. Но что-то до боли знакомое могут найти и люди моего поколения: такой сервиз был у каждой бабушки, а этот плакат мы видели в школе. И какая-то невероятная общность с тем, что глубоко пустило корни в жизнь каждого российского гражданина, рождается внутри.

Портрет Ленина | «Новый человек: между утопией и традициями. К 100-летию образования СССР», Российский этнографический музей. Фото: Елена Катернюк, HUMAN

Стихи о советском паспорте, Владимир Маяковский | Youtube-канал «Сергей»

Все это про Homo Soveticus, Человека Советского. Небольшая выставка в стенах Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге посвящена ему, новому Человеку, которого пыталось взрастить новое государство. Удалось ли это? Возможно.
Главный вопрос состоит в том, так ли быстро люди забыли то, что упорно вкладывали в них, когда не стало не только государства, но и стройной идеологии? Наверное, Homo Soveticus до сих пор жив в каждом из нас. Ведь это наше прошлое, то, что делает нас такими, какие мы есть сейчас. И если целая страна исчезла с карты буквально за один день, то Человек Советский не пропал никуда. Предлагаю разобраться, какими же отличительными особенностями должен был обладать новый вид Homo, и что из этого живет в нас до сих пор?
Раскрепощение женщины
План создания нового человека подразумевал появление новой женщины — трудящейся на производстве, грамотной, активно участвующей в общественной и политической жизни. Государство сделало многое, чтобы заручиться союзничеством женщин. В помощь им были организованы детские сады, предоставлялось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Появились организации, представляющие интересы женщин, так называемые «женсоветы». Однако, наряду с возникновением добровольно-принудительной мотивации работать на производствах наравне с мужчинами, женщины не освобождались от так называемой «второй смены»*.





*Вторая смена — неоплачиваемый труд по ведению быта и хозяйства, например, стирка, уборка, готовка еды, уход за детьми и прочее.
Все еще поощрялось рождение детей и забота о хозяйстве, одновременно с сохранением многих патриархальных традиций, соседствующих с прогрессом нового государства.
Тем не менее многие неоднозначные традиции разных народов, которые вошли в новое государство, например, кражу невест или многоженство, запретили.

Фотография 1 мая 1963 года «С портретами вождей идут Советские женщины» | Госкаталог. РФ

Упростилась процедура разводов, повторные браки перестали быть чем-то предосудительным, после революции 1917 года легализовали аборты. Однако позднее репродуктивная свобода женщин существенно изменилась: в 1936 году искусственное прерывание беременности признали уголовно наказуемым, а не зарегистрированные официально семьи не могли рассчитывать на поддержку государства.
Грамотность — путь к коммунизму
Важной чертой советского человека должна была стать грамотность, широкий кругозор, желание постоянно учиться новому. С этой целью в 1919 году был выпущен декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР», обязывающий всех неграмотных граждан с 8 до 50 лет учиться читать и писать. Для этих целей по всей стране (в народных и частных домах, церквях, клубах, фабриках) открывались пункты ликбеза и школы для малограмотных. Большое внимание уделялось и развитию науки: к началу 20-х годов в стране уже действовали 33 новых научно-исследовательских института. Начальное образование для детей стало общеобязательным с 1930 года. В первые годы образования Союза процветало и большое количество научно-популярных журналов.

Плакат о ликвидации безграмотности | Creazilla free stock

К 1921 году научный отдел Наркомпроса преобразовали в главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями (Глав-науку). Один из ее руководителей, Федор Николаевич Петров, считал, что наука должна играть ключевую роль в формировании новой советской культуры. Важную часть составляло и обучение основам коммунизма. Появилась целая дисциплина — «Основы научного коммунизма», которую вводили в ВУЗах как ответ антисоветской идеологии «маоцзэдунизма»*.


*«Маоцзэдунизм» — идеологическое воздействие Китая, берущее название от имени председателя Китайской коммунистической партии Мао Цзэдуна. В конце 1950-х годов леворадикальные взгляды Мао приводят к разрыву отношений Китая с Советским Союзом.
Борьба с религией
По мнению большевиков, новый советский человек должен был самообразовываться и развиваться в пределах коммунистического видения мира, а не религиозных верований. Еще во время первой русской революции В.И. Ленин писал: «Современный сознательный рабочий ... отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле». Однако несмотря на массовые и бескомпромиссные попытки вытеснить религию из умов людей, не все смогли до конца отказаться от нее.
Декрет 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишил православную церковь юридических прав и имущества. Церкви либо уничтожали, либо использовали как место для культурных клубов, кинотеатров, складов, музеев и даже общежитий.
Закрывали монастыри, духовные учебные заведения, начались гонения на священников. Выходные дни, приуроченные к религиозным праздникам (Пасха, Рождество), отменили. Началась самая настоящая пропаганда атеизма: лекции, газеты, плакаты.
Мода является одним из путей успешной социализации как отдельной личности, так и групп, выполняя психологические, коммуникативные и адаптивные функции. — Наталья Лебина, «Мужчина и женщина: Тело, мода, культура. СССР — оттепель»
Мода и стиль
Главные принципы в выборе одежды для советского человека: удобство и практичность. Особенно резко наблюдалась эта тенденция в нарядах женщин, отражая их становление полноправными рабочими наравне с мужчинами. Однако не стоит думать, что эстетика совсем не принималась в расчет. Главной задачей стало освобождение советской моды от западного влияния и создание собственных ориентиров. В результате в одежду вернулись традиционные мотивы, ценилось этническое разнообразие народов республик всего Союза.
Важной задачей стало создание единой централизованной системы моделирования одежды. При региональных швейных трестах организовывались Дома моделей одежды, которые выпускали не только индивидуальные заказы, но и создавали вещи для массового производства. В 1949 году они объединились в Общесоюзный дом моделей, который стал служить главным рупором советского стиля.
Культ здорового образа жизни
Советский гражданин должен быть здоров, подтянут, регулярно укреплять свое здоровье и характер занятиями спортом. Это поможет ему и на работе, и для защиты своей Родины, и для строительства коммунизма. По всей стране активно открывали спортивные секции, клубы. К 1956 году в Союзе насчитывалось около 200 тысяч коллективов физкультуры, в которых занималось 17 миллионов человек. Регулярные спартакиады не только помогали подчеркнуть общность разных республик, но и похвастаться навыками и умениями на спортивном поприще

Фрагмент съемок телепередачи с зарядкой, 1979 год | Yotube-канал «Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД»

С середины 1950-х годов началось активное продвижение преимуществ социалистического строя, в том числе и через спорт. При этом существовало разделение на элитный спорт (спорт высших достижений) и массовый спорт (физическую культуру). Первый ориентировался на международную арену (внешних идеологических противников), а второй — на советское население. На Олимпийские игры первая делегация от СССР поехала в 1952 году, завоевав там 71 медаль. Одним из важнейших событий в популяризации спорта стало проведение домашних Олимпийских игр в Москве в 1980 году.
Терпение и труд все перетрут
«Пятилетку за четыре года» — вот, пожалуй, один из самых известных лозунгов СССР.
«Производительность труда, — писал Ленин, — это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя». Для выполнения, а еще лучше перевыполнения плана между производствами устраивали соревнования, каждый отдавался работе как мог. Конечно, иногда имело место и материальное вознаграждение, но главным поощрением служило уважение людей вокруг и символические награды за достижения — грамоты, значки, знамена.

Плакат с призывом выполнить пятилетку за четыре года | Wikimedia

Одним из самых известных явлений того времени стало движение «стахановцев», взявших свое название от имени Алексея Стаханова, в 14 раз перевыполнившего норму добычи угля за смену. На первом Всесоюзном слете стахановцев в ноябре 1935 г. Сталин подчеркнул революционный характер движения и осудил существующее нормирование труда.
…так же как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну.
Аркадий и Борис Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»
Дружба народов
Провозглашаемая «дружба народов» имела не только идеологическую, но и чисто практическую необходимость: в таком многонациональном государстве неизбежно возникали проблемы межнациональных отношений.

Вышивка из детдома № 2 г. Актюбинска | «Новый человек: между утопией и традициями. К 100-летию образования СССР», Российский этнографический музей. Фото: Елена Катернюк, HUMAN

В письме «На пути к национализму» 1913 года Сталин обозначил право народов на самоопределение как абстрактное и практически неосуществимое. В пункте партийной программы о свободе национальностей говорилось, что это право не должно быть ограничено. Однако этносу позволялось подобное, пока это соответствовало интересам пролетариата, определяемым социал-демократической партией.
Для укрепления связей по стране проводились различные мероприятия: слеты, выставки национального искусства, спартакиады и прочее. Однако подобная «нерушимая» концепция все же потерпела крах, так как, несмотря на старания советской системы, не произошла полноценная интеграция и слияние этносов, а русский народ незримо занимал роль «старшего брата» для менее многочисленных соседей.
К проекту создания нового советского человека можно относится по-разному: скептично, восторженно, или думать, что это далеко от тебя. Но это не отменяет того, что Homo Soveticus (пусть и не в первозданном виде) живет в каждом из нас до сих пор, формируя нашу идентичность. И пусть государство СССР исчезло с карт много лет назад, память поколений все еще жива. Мы заглядываемся на советские фильмы и моду, чувствуем многонациональность нашей Родины, принадлежность к истории и мировоззрению прошлых лет. Мы переняли многие ценности наших бабушек и дедушек, мам и пап, которые воспитывались в традициях нового советского человека. Образ Homo Soveticus прочно вошел в нашу ДНК и навсегда останется в нашем культурном коде.



Елена Катернюк